ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЧЕЛЯБИНСКА

8 (351) 7777-666
Пр. Ленина 89 офис.318
 

Начало  учебного  года  очень  радостный,  и одновременно, волнительный момент в жизни, как самого ребёнка, так и его родителей, в особенности первоклассников. Что  родители  могут сделать для того чтобы ребёнок успешно адаптировался  к  новой  для  себя социальной роли?

Одна  из основных  ситуаций, с которой столкнется ребёнок  –  это смена коллектива. Здесь всё  зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Более уверенные коммуникабельные, детки легче пройдут этот этап, у тревожных, стеснительных на это уйдёт чуть больше времени.

 

Идеальный  вариант  в этом случае – это организованное взаимодействие детей, которое  могут устроить родители совместно с педагогами. Это могут быть спортивные состязания, совместные игры, экскурсии или театральные постановки – всё это поможет поближе узнать друг друга, а также снизит возможное внутреннее напряжение детей.

В этот период,  также осуществляется смена ведущей деятельности  ребёнка - от игровой к учебной, меняется и подача материала. Если в детском саду или развивающем  центре, который посещали детки,  их внимание к занятиям привлекали с помощью игровых  моментов, то к  первому классу  у ребёнка  всё более развиваются волевые процессы, а, следовательно, и произвольное внимание и теперь он самостоятельно  должен удерживать его на задании. В этом и заключается основная трудность, особенно для  гиперактивных  детей.

Чтобы этот процесс прошёл мягко, необходима тренировка внимания его концетрации,  распределения и объёма. Для этого используются различные игры, например, задания по типу «найди отличия» или «что лишнее», а так же пазлы и ребусы.

В случае возникновения сложностей в этой области, следует обратиться к специалистам, которые проведут диагностику уровня развития познавательных и психических процессов ребёнка, а за тем разработают  индивидуальную программу  их тренировки.

Следующим  моментом в новой роли ребёнка, будут  возросшие требования к нему, по сравнению с детским садом (или с прошлым учебным годом, для более старших учеников), а, следовательно, более  интенсивной умственной, эмоциональной и физической  нагрузке.

Задача  родителей  в этом  случае  состоит  в том,  чтобы  плавно направлять ребёнка  в учебную  деятельность. Во-первых,  важно соблюдать режим труда и отдыха,  то есть, после  каждого  вида  деятельности  делать  перерыв,  постепенно увеличивая  время  выполнении я заданий,  конечно  до разумных пределов.

  • Для  младших  школьников  максимальное время учебной  деятельности дома составляет  от  40 минут  до 1 часа 30 минут  с учётом перерывов;
  • Для  среднего  звена от 1часа 30 минут до 2часов 30 минут;
  • Для  старшеклассников  от 2,5 до 4 часов с перерывами.

Во-вторых,  стоит  сбалансировать  посещение  различных  кружков  и  секций, так, чтобы  они  были  направлены  на  развитие  разных  сфер,  а  не  делали  упор  на чём-то одном. Важно! Сочетание  умственной,  физической и творческой деятельности.  Если  ребёнку  трудно привыкнуть к школьным нагрузкам,  то возможно, стоит  прервать  занятия  в кружках  на время  адаптационного периода, и, наоборот,  если ребёнок  с удовольствием  посещает  внеклассные  занятия, не стоит его ограничивать.

Часто  требования  увеличиваются  не  только в школе, но и дома. Стоит понимать, что смена  режима и  увеличение  нагрузки  - огромный  стресс  для ребёнка. Старайтесь  распределять  домашние  поручения так,  чтобы  они  были  менее  ресурсозатратными. Пусть  у  него  будет  круг своих обязанностей,  такой, выполнение  которого  не займёт  всё  его основное  время, но  будет соответствовать его новому  статусу, например,  приготовление школьной формы, сборка  портфеля  и прочие вещи,  за которые должен отвечать сам ребёнок. Постепенно круг обязанностей  может  расшириться.

Старайтесь  разнообразить  выходные  дни: спорт,  правильное питание, больше прогулок на свежем воздухе и сон будут  благоприятно влиять на укрепление организма и повышение  стрессоустойчивости, а, следовательно, и  на  весь  процесс адаптации  ребёнка.

Всё это  также касается  и детей  более  старших классов.  Особое внимание следует уделить  ученикам выпускных  классов, где  будут сдаваться экзамены.

Подготовка к  ГИА и ЕГЭ занимает основное время учеников 9-х и 11-х классов. Не секрет,  что  после  школы  бОльшая  часть  времени  тратится  на занятия с репетиторами. Чтобы  подготовка в течение  года  не забрала все силы ребёнка, важно  соблюдать  баланс.

Необходимо  заниматься  не  только  знаниями  ребёнка,  но  и  тренировкой процессов, которые  помогают  в  усвоении  этих  знаний, а  именно,  внимания, мышления и памяти.

Важно  обратить  внимание  на  эмоциональное  состояние  детей. Заметив,  следы раздражительности , усталости,    тревожности  стоит побеседовать с ребёнком, возможно,  пересмотреть  какие-то  аспекты  его  повседневной  деятельности, которые  будут  способствовать  снижению  напряжения.

С  целью  повышения уровня  мотивации  и  выравнивания  эмоционального состояния  старшеклассников,  следует  обратиться  к  психологам,  которые  подберут программы  работы  как  в  групповом  формате, например,  для конкретного класса, так  и  в  индивидуальном.

 

Учёба  –  это  один  из  важнейших  этапов  взросления  и  становления  личности ребёнка  и  задача  родителей  и  педагогов помочь  его  сделать  более  светлым  и  запоминающимся.

 

Григорьева Анна.

Психолог, песочный терапевт, сказкотерапевт-консультант.