ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЧЕЛЯБИНСКА

8 (351) 7777-666
Пр. Ленина 89 офис.318
 

 

Как быстро растут дети…Я думаю, каждый родитель когда-либо погружался в эти рассуждения. Вроде еще недавно ребенок только учился ходить, одеваться, общаться в группе детского сада…А вот теперь он уже подросток.

 

И вам надо так много всего успеть: научить его самостоятельности и ответственности; помочь обрести эмоциональную устойчивость и мотивировать на успешную учебу; любить и поддерживать, но не «задушить» своей чрезмерной опекой и любовью; помочь поверить в себя и сформировать адекватную самооценку; рассказать об отношениях с противоположным полом;  поделиться своим жизненным опытом и уберечь от поспешных решений и необдуманных действий; помочь найти свое призвание и место во взрослой жизни, научить ставить цели и добиваться их достижения и многое другое. Но в ответ лишь стойкое убеждение, что я знаю все сам, я уже взрослый! В большинстве случаев так и возникает непонимание между вами и вашим ребенком. Так что же происходит в его мире?

Взросление из “ребенка в подростка” неизменно сопровождается стремлением более углубленно понять себя, разобраться в своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях. Когда говорят, что ребёнок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причём как равноправного участника этой жизни. С внешней стороны у подростка ничего не меняется: учится в той же школе (если, конечно, родители вдруг не перевели в другую), живет в той же семье. Все так же в семье к ребенку относятся как к "маленькому". Многое он не делает сам, многое - не разрешают родители, которых все так же приходится слушаться. Родители кормят, поят, одевают свое чадо, а за хорошее (с их точки зрения) поведение могут даже и "наградить» (опять таки, по своему разумению – карманные деньги, поездка на море, поход в кино, новая вещь). До реальной взрослости далеко – и физически, и психологически, и социально, но так хочется! Он объективно не может включиться во взрослую жизнь, но стремиться к ней и претендует на равные с взрослыми права. Изменить они пока ничего не могут, но внешне подражают взрослым. Отсюда и появляются атрибуты "псевдовзрослости": курение сигарет, тусовки у подъезда, поездки за город (внешнее проявление "я тоже имею свою личную жизнь").

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе как к взрослому. При нормальном развитии ребенок должен убедиться, что он или она не чья-то копия или собственность, и что побуждения его действий исходят не извне, а изнутри. Другими словами, для ребенка этого возраста оказывается крайне важным развивать свою собственную идентичность. Для достижения такой цели подросток должен принимать решения, которые отличались бы от ваших, просто для того, чтобы понять: он может порождать собственные идеи. В своей основе это вполне нормальное и положительное явление, означающее, что ваш ребенок взрослеет, а отнюдь не то, что он или она ненавидят вас или становятся хуже. Именно из-за непонимания этого момента многими родителями, подростковый возраст воспринимается как проблемный.

Таким образом, задача подростка в этом периоде узнать себя, осознать себя как личность, то есть пройти собственную самоидентификацию, и самое главное, на мой взгляд, что в целом придаст ценность жизни и даст силы выдерживать испытания и развиваться, - это определение для себя смысла своей жизни. Это период начала формирования мировоззренческих взглядов. Как видите,-  задачи не простые, как первая, так и вторая. И от решения их во многом зависит дальнейшая судьба человека!

Сомова Ольга
Педагог – психолог, магистр психологии.